Чувин Н.И.

Этапы большого пути гвардейца Н.И. Чувина

Накануне Дня Победы, 5 мая 2013 года, Герою Советского Союза, Почётному гражданину Супоневского сельского поселения Николаю Ивановичу Чувину исполнилось 94 года. 13 ноября 2013года этого замечательного человека не стало.

Листая страницы его большой, насыщенной событиями жизни, вспоминая встречи с ним в его уютной квартире на Ленинском проспекте в Москве ( тогда еще была жива его жена Догмара Васильевна, прошедшая с ним и огненные военные годы, и по –своему трудные послевоенные), на пресс-конференции в школе, у себя дома, не перестаю восхищаться его природной скромностью, разносторонними знаниями, русским характером, мужеством, которые помогали ему оставаться самим собой, переносить удары судьбы.

Родился Николай Иванович в 1919 году в деревне Тимоновка Брянского района. Детство его нельзя назвать безоблачным, было оно трудным, голодным и холодным.. Очень рано лишившись родителей (отец умер в 1924г., мать после длительной болезни- в 1935г.), мальчик взвалил на свои плечи недетские заботы о четырех младших братьях и сестрах, ставших круглыми сиротами. Конечно, народ тогда в деревне был милосердный, помогали по дому и по хозяйству родственники, но степень ответственности заставила его, старшего в доме, взрослеть гораздо быстрее сверстников и понять, что без самостоятельного выбора в жизни не выстоять.

Деревенский мальчик слишком рано научился ставить перед собой цель в жизни. По окончании Тимоновской начальной школы учился в Супоневской семилетке, но, не закончив ее по семейным обстоятельствам, при содействии дальнего родственника начал трудиться на Брянском заводе имени С.М. Кирова (Брянский арсенал) вначале чернорабочим, а затем учеником слесаря-штамповщика. Кроме того, учился в вечерней школе и одновременно занимался в Брянском аэроклубе Осоавиахима. Тогда вся страна буквально бредила авиацией, и Николай Чувин, конечно же, тоже мечтал обрести крылья и подняться в небо.

В 1939 году, сделав окончательный выбор, он поступил в Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов, которую успешно закончил в 1941 году. Война застала его в городе Сарны под Львовом. А дальше…

Дальше были страшные дни и ночи, часы, секунды между жизнью и смертью, гибель товарищей, радость первых побед и горечь поражений… Все это было…

-Ребята были у нас как на подбор, -вспоминал Николай Иванович.- Толковые, физически здоровые и одержимые авиацией. Я был зачислен в 5-ю эскадрилью, а будущий трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб — в 4-ю. Спустя некоторое время наши пути разошлись: меня направили в 215-й истребительный полк, а его вернули инструктором в летную школу.

Летом 41-го обстановка на фронте с каждым днем становилась напряженней. Вместе с частями Красной Армии полк все дальше перебазировался на восток. Однажды в конце августа, когда позади остались Киев, Нежин и Конотоп, Чувину приказали вылететь в район города Шостка.

-Не знали мы тогда, что гитлеровское командование запланировало именно оттуда начать первое генеральное наступление на Москву, — продолжал Николай Иванович.- Над Шосткой мы вступили в ожесточенный бой с немецкими самолетами. Они пытались разгромить наши отступающие части и соединения. Но мы отогнали стервятников, пехота заняла новые рубежи обороны. Одному вражескому бомбардировщику удалось сбросить бомбу на железнодорожную станцию неподалеку от городской толкучки. Был выходной день, и я с воздуха видел, как от осколков бомбы гибли невинные люди.

Осенью истребительный полк перебросили в Москву, на Ходынский аэродром, и дали ему всего лишь один новый штурмовик Ил-2, который в последствии наши летчики ласково называли «Илюшей», а немцы- «Черной смертью». Достался он Н. Чувину.

-Прекрасная машина,- говорил Николай Иванович.- Она выручала меня в самых трудных ситуациях. Помню, в октябре командир полка приказал вылететь в район Тулы, куда рвались танки Гудериана. Договорились: в воздух поднимусь на рассвете. Вылетел и вскоре увидел на земле немецкие танки. Их экипажи еще спали. Я удачно сбросил бомбы, выпустил по колонне снаряды и «полил» из пулемета разбегавшихся фашистов. Но они пришли в себя и открыли по мне ураганный огонь. Начал маневрировать и уходить в сторону. Неожиданно появились три немецких истребителя и насели на меня сверху, слева и справа. Казалось, выхода нет…

Увидев впереди речушку с высокими берегами, наш земляк тут же перешел на бреющий полет и , касаясь винтом воды, добрался до своих. Еле выбравшись из надежного Ил-2, летчик, не снимая парашюта, устало сел на землю. Подбежавшие командир полка и инженер насчитали на самолете 274 пробоины. Вместе с врачом хотели отвезти пилота в медсанчасть, а он лишь тихо сказал: «Только в столовую. Есть хочу!».

Однажды Николай Иванович возвращался из разведки. Приближаясь к железнодорожной станции Горбачево, он заметил пожар. Горело пристанционное здание. А на путях- железнодорожные составы с танками, бронетранспортерами, пушками, которые предназначались защитникам Москвы. Из-за облаков показались немецкие самолеты. Они направлялись к железнодорожной станции. Прозвучал приказ командира эскадрильи Чувина летчикам-истребителям, сопровождавшим его: «Атаковать! Не допустить врага до станции!». Завязался бой. Со страшным воем падает вниз фашистский самолет. За ним черной лентой располосовал небо второй…Из боя наши летчики вернулись без потерь. Так в этот день закончился полет-разведка у Н. Чувина. Таких дней у него было много.

Четыре года подряд сражался летчик-гвардеец Чувин с немецкими захватчиками. Он прошел (это слово не совсем подходит к слову летчик, но оно как нельзя лучше отражает тяготы военной жизни) славный путь, который прошли тысячи других воинов Красной Армии. Фронтовая дорога вела его от стен древнего Брянска через поля Смоленщины на запад — в логово фашистского зверя.

Николаю Ивановичу часто снилась война, снилось напряжение атаки, когда грозный Ил-2 на бреющем проносится над колоннами пехоты и ручка управления в руках начинает содрогаться от собственных пушечных очередей и от прямых попаданий огня снизу, почти в упор, из всех видов оружия врага.

Снилось такое, что лучше об этом не говорить… До последних дней жизни по ночам он слышал команды и крики боевых друзей: «Коля! Прикрой! Атакую!».

Бои под Ржевом, Смоленском, Брянском, Москвой, Киевом, Уманью, фронты Западный, Юго-Западный, Калининский, 1-й Прибалтийский, 3-й Белорусский… 223 боевых вылета совершил гвардеец Чувин! И это на штурмовике, хотя и бронированном, но ведущем атаки на высоте бреющего полета, всего каких-то 20-30 метров, когда по тебе стреляет все.

        -Вы знаете,- сказал по окончании пресс-конференции в школе Н. И. Чувин,- я, наверное, родился в рубашке или Святой Николай меня охранял. Ведь меня 11 раз сбивали и приходилось плюхаться в болота, на пашню, в лес… Сам порой удивляюсь, как только жив остался.

      И есть чему удивляться. Время жизни штурмовика ( самолета и пилота) в боевой авиации самое короткое: слишком необычен этот вид оружия. На боевом счету Н. И. Чувина 11 сбитых самолетов противника, десятки танков и бронетранспортеров, железнодорожных составов, складов с боеприпасами, автомобилей с живой силой и техникой. Он рассказал о бое, в котором он один сражался против 10 немецких самолетов. И это при том, что немецким летчикам не откажешь в храбрости и мастерстве. Он мог бы не ввязываться в бой: у него было другое задание. Но немецкие самолеты (он понял это сразу же, как только увидел их) шли на бомбежку того самого аэродрома, с которого он взлетел каких-то 20 минут назад. А наши истребители из звена сопровождения явно опаздывали. Решение пришло сразу же- атаковать! В том бою он сбил 2 немецких самолета и так умело маневрировал на малой высоте, что немцы, несмотря на подавляющее преимущество, ничего не смогли поделать с этим упрямым русским парнем, которого в полку называли необыкновенным летчиком.

      В архиве историко-краеведческого музея Супоневской средней школы №1, которая с августа 2005 года носит имя Н.И.Чувина, хранится газета «Правда» за 8 июня 1942 года, в которой напечатана статья «Штурмовик Николай Чувин». Написал ее спецкор газеты Борис Полевой, автор хрестоматийной «Повести о настоящем человеке», рассказывающей о летчике Алексее Маресьеве. «Своему умению… вжиться в машину,- пишет Полевой,- своему искусству… не читать а видеть карту, своему упорству в изучении тактики, повадок и хитрости врага, своему искусству штурмовки лейтенант Чувин учит молодых летчиков…Летают по-чувински, — говорят про них, и это значит , что они летают мастерски, дерутся храбро, умело, бесстрашно и всегда из любого боя умеют выйти невредимыми и вернуться на свои аэродромы».

      Родина высоко оценила боевые заслуги Н.И. Чувина. 13 апреля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Николай Иванович награжден 3 орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы»…

       В 1944 году после очередного тяжелого ранения Николай Иванович попал в госпиталь. Выздоравливал медленно, но к весне 1945 был снова в строю. А потом был незабываемый Парад Победы на Красной площади, на котором он в составе 6 Гвардейского Московского штурмового авиационного полка прошел, чеканя шаг, мимо мавзолея, мимо исторической Спасской башни, мимо собора Василия Блаженного…

      И дальше была мирная жизнь. Н.И. Чувин по- прежнему служил в авиации, воспитывал детей- сына и дочь. И учился… Успешно закончил Академию ВВС, затем Военно-политическую академию им. В.И. Ленина. В 1959 году по состоянию здоровья был вынужден оставить военную службу. Окончив ускоренно Академию внешней торговли и курсы экономики при Госплане СССР, был направлен на работу в Индию, затем Монголию, Румынию, ГДР. И всюду его энергия, его характер, воля и человеческие качества помогали ему и тем, кто работал и жил рядом с ним.

     Вспоминая улыбающееся лицо Николая Ивановича, невольно думаешь, что ты имел счастье общаться с настоящим человеком, которого не сломили ни война, ни трудности очень непростой жизни…

     Похоронен наш легендарный земляк, Герой Советского Союза, выдающийся летчик-штурмовик, гвардии полковник в отставке на Троекуровском кладбище в Москве.

М.Я. Шеметов, ветеран педагогического труда