Свенская ярмарка

История Свенской ярмарки продолжается.

В «Словаре учрежденных в России ярмарок», изданном в 1788 г. в статье «Свенский монастырь Белгородской губернии Севской провинции», сказано: «Здесь бывает каждый год 15 августа великая ярмарка, которая продолжается целый месяц. На оную съезжается множество купцов из заморских и отдаленных стен». Точной даты возникновения Свенской ярмарки нет. Возможно, прообразом её была торговля, возникавшая у стен монастыря во время стечения богомольцев в монастырь в престольные праздники.

Уже в 1-й половине XVII века появляются упоминания о торговле в Брянске с иноземными купцами. После Смутного времени и войн начала века страна выходила из разрухи. Брянск, лежавший почти на рубеже русской земли, стал одним из важных мест, где проводился торговый обмен с Литвой (так назвали в целом польское государство), Малороссией, Украиной, русскими землями.

В апреле 1635г. брянский воевода И. Хилков пишет царю Михаилу Федоровичу о необходимости восстановить в Брянске пришедший в негодность гостиный двор, так как в город приезжают «литовские торговые люди» (имеются в виду любые подданные литовско-польского государства). Царь разрешение на строительство нового гостиного двора дал, повелел не чинить препятствий торговым людям, создать условия для привлечения иностранных купцов.

К середине XVII в Брянске уже действовала таможня во главе с «таможенным головой», которая решительно пресекала беспошлинную торговлю.

Посольский приказ от имени царя разъяснял брянским властям, что купцам из-за рубежа разрешается торговля в Брянске всеми товарами, кроме вина и табака, т.к. на них была государственная монополия. «А с вином и табаком отсылать назад и торговать тем заповедным товаром не велеть и наказ о том учинить крепкой, чтоб у них нихто вина и табаку не получал, а хто учнет покупать, тем наказание чинить».

Литовские (малороссийские, польские) купцы привозили «платье и всякую рухлядь и сосуды серебряные, оловянные и медные», а также скот, кожи, сало, поташ. С востока везли пушнину, волжскую рыбу, с севера изделия из металла, дерева, холсты, из Крыма и Турции – рис, кумач, хлопок, бумагу, с запада – ткани (шелк, сукно), сушеные фрукты. Шла большая торговля хлебом, который из Брянска шел в Рижский порт и далее в Западную Европу, пенькой, конопляным маслом, конями.

Большое значение имела торговля соболиными мехами, которые скупались на Сольвычегодской ярмарке и везлись в Москву, затем в Брянск, где сбывались иностранным купцам. Торговали и драгоценными камнями.

Купцы, приезжавшие на Свенскую ярмарку, выставляли товары у западной монастырской стены. Число лавок и торговых мест достигало 700 (по описи 1716 года). Возле Надвратной Преображенской церкви торговали книгами Киево-Печерской лавры и Московской синодальной типографии.

На ярмарке были кабаки, трактиры, харчевни, карусели, выступали скоморохи, фокусники, цыгане и др. Были скотопригонный двор, конный двор, торговые бани, торговые весы, а на территории самой обители – огромные погреба, куда купцы складывали товары. Торговали на Свенской ярмарке немцы, цареградские, македонские купцы, москвичи, киевляне, ярославцы, орловцы, калужане и другие.

Царь Федор Алексеевич повелел ведать делами на ярмарке наместнику (настоятелю) Свенского монастыря. И с 1683 года собирать пошлину на «устроение монастырское и на пропитание братии Новопечерского Свенского монастыря»

Петр I в 1700 году именным указом повелел «таможенные сборы, пошлины, весовые и прочие собирать в Брянской ратуше; а Киевско-печерской лавре давать из ярмарочных доходов по 250 рублей ежегодно; а затем Лавре не велено мешаться в таможенные сборы». С 1764 года все доходы от ярмарки поступали в Орловскую палату государственных имуществ.

В 1706 году была попытка царским Фаворитом Меньшиковым перевести ярмарку в его имение, т. к. Петр подарил ему ярмарку. Купцы ездить перестали, доходы упали. Тогда же царю пошло донесение, чтобы возобновить ярмарку.

25 июня 1711г. Сенат принял Указ: «Свенской ярмарке быть по-прежнему, а на той ярманке пошлину собирать по прежним государевым приказам».

По мере того, как границы государства отодвигались на Запад, значение Свенской ярмарки как международной падает. Так, в 1732 г. на ярмарке было 662 лавки, в 1774 – 297 лавок, 1760- 256. И все же до середины XIX В. Свенская ярмарка оставалась одной из крупнейших в России. Постепенно она специализируется на торговле коноплей, конопляным маслом, пенькой и пеньковой пряжей, На ярмарке закупалось до 25-35% пеньки, которую вывозили за границу. Скупали эти товары рижские купцы.

Кроме торговли, ярмарки были еще и народными праздниками, с гуляниями, развлечениями и т.д.

После многолетних хлопот властей в 1867 году на Полевой – Щепной площади 6 октября открылась Свенская ярмарка, переведенная от стен монастыря в город. И площадь все чаще стали именовать ярмарочной. Но, несмотря на то, что Брянск в этом году стал железнодорожной станцией и получил надежную связь с другими городами, Свенская ярмарка пошла на убыль, хотя была еще значительной. Так в 1883 году, к примеру, там продано 150 тысяч пудов пеньки, в 1886-м – 50 тысяч, 1887-м – 120 тысяч пудов. В 1887 году реализовали 500 бочек конопляного масла, 40 тысяч пудов конопляного семени и 10 тысяч пудов – льняного. Да и какая ярмарка без балаганов, увеселений! В 1899 здесь открылся передвижной театр «Скоморох» с Петрушкой и каруселью, в 1902 – передвижной цирк-шапито. В августе 1909 известный цирк Феррони начал свои гастроли, и брянцы всю осень смотрели его представления.

Использовалась ярмарочная площадь и для выставок: в 1899 году работала выставка земледельческих орудий земской управы, в июне 1912 года – животноводческая.

31 августа 1985 г. на Адреевском лугу возле стен древнего Свенского монастыря вновь зашумела Свенская ярмарка. На ее открытии председатель Брянского горисполкома О.Я. Евдокимов сказал: «Свенская ярмарка внесла немалый вклад в сближение русского, украинского и белорусского народов, оказала существенное влияние на становление Брянска, его культурное развитие».

Ярмарка шла два дня. Было продано товаров на сотни тысяч рублей (в ценах того времени). Работал город мастеров с народными умельцами, где можно было купить их изделия. Ярмарка стала настоящим праздником культуры. За два дня было дано 47 концертов, спортивных и театрализованных представлений. Предполагалось, что она будет проводиться ежегодно. Так оно и есть.